Анна Носач:
«Важный момент обеспечения безопасности ребенка – это формирование навыка правильной реакции на нестандартные ситуации»

Автор проекта, тренер, консультант по детской безопасности в LifeSchool. Школа детской безопасности Анны Носач

Анна Носач Школа безопасности

              С какого возраста можно начинать обучать ребенка правилам безопасного поведения на улице?

Обычно на тренингах я обучаю детей с 5 лет, так как чем младше ребенок, тем в меньшей степени он может контролировать себя и свои эмоции в силу психологических особенностей малышей. Они ещё не способны мыслить достаточно рационально и контролировать эмоции. И поэтому даже в том случае, когда Вы будете говорить маленькому ребенку: «Не уходи от Мамы далеко» и он, конечно,  поймет, что Вы имеете ввиду, но скорее всего,  увидев что-то яркое, интересное, привлекательное, может убежать, забыв о наставлениях. Обучать можно и в год, и в два, но чем младше ребенок, тем больше внимания опекунов требует его безопасность. 

Какие правила можно устанавливать с малышом? Например: «Играй так, чтобы я тебя видела и чтобы ты видел меня». Он будет тогда оборачиваться, смотреть, чтобы Мама была рядом.

Также находясь дома или на площадке, просите ребенка сообщать о своих перемещениях: “Надоело играть игрушками и хочешь полазить по шведской стенке - сообщи мне”.

То, что касается незнакомцев, именно взрослых людей, которые могут подходить к ребенку: есть дети, которые до трех-четырех лет, сколько ты их не учи, все равно еще будут идти с чужим человеком куда-либо. Это также психологическая особенность малышей. Если она сохраняется дольше, стоит проконсультироваться с психологом.

А для школьников важен авторитет взрослого. Например, когда я провожу в школах тренинги с детьми 7-8 лет, многие дети начинают задавать мне вопросы: «А с кем я могу сидеть?», “А мне идти на продленку?” Хотя меня еще не представил учитель, они не знают толком кто я -  просто увидели взрослого человека, и им кажется, что это авторитет, и значит, они могут доверять. Поэтому нужно и таким моментам учить детей постарше, что не каждого взрослого ты должен слушаться. При этом хорошо очертить с ребенком круг взрослых, которым  можно доверять.

 

                Как ребенку объяснить, что взрослые бывают разные, при этом, не напугав ребенка и лишив доверия к людям.

Для этого издавна еще существовали сказки с разными злыми героями. И если это совсем маленький ребенок, то можно ему так и объяснять, обсуждая какую-либо сказку, где есть негативный герой: «К сожалению, и в жизни встречаются такие люди». Таким образом, мы мягко подводим ребенка к этому. То есть не нужно рассказывать какие-то страшные истории детям, лучше объяснять, используя сказки, ролевые игры с игрушками.

Если насчет детей постарше: мы всегда можем объяснить ребенку, кто те люди, которым ты всегда можешь доверять, очень четко очертив круг людей. Например, сказав: «Из садика или школы тебя могут забрать Мама, Папа, Бабушка, Дедушка. Или, например, Мамина подруга, но тогда она придет и скажет тебе пароль».

Еще хороший прием - нарисовать с ребенком светофор доверия. Все дети знают с малых лет цвета светофора. Рисуем зеленый круг и вписываем туда имена людей, с которыми ребенок всегда может пойти. Чтоб ребенок понимал, что, например, сосед, которого он хоть и  видит каждый день на лестничной клетке, это недостаточно близкий человек.  В желтый круг у нас могут входить соседи, друзья семьи, учителя, тренеры, с которыми ребенок может пойти куда-то, но только прежде сообщив об этом родителям. И красный круг – это незнакомцы.

Анна Носач тренинги по безопасности для детей

Светофор – это как раз хороший повод поговорить с ребенком о том, что даже если люди знают тебя, но ты их не помнишь, – это чужие люди. И ты с ними никуда не  идешь. Красный свет светофора говорит: «Стоп».

 

           Какие правила поведения на улице должен знать ребенок

Ребенок должен знать, где его территория. Начиная с самого простого: дети с Мамами выходят погулять на площадку. Ребенок должен знать территорию этой площадки. Вы можете с ним ее даже обойти и показать ему, где заканчиваются границы, куда ему нельзя забегать. Вы можете с ним поиграть в каких-нибудь детективов или шпионов, которые разыскивают улики, например, острые предметы или что-то, за что можно зацепиться на площадке, или открытые люки. И ребенок должен знать, где такие опасные места могут быть. Помимо этого, ребенку нужно объяснить, что он не должен поднимать предметы, которые ему не принадлежат.

Важное правило: ребенок сразу подбегает к родителям, учителю, воспитателю,  если  к нему подходит незнакомец и что-то предлагает или о чем-то просит.

 

            Очень часто у незнакомцев бывают в руках игрушки красивые, щеночки, котята, то, на что дети отреагируют всегда. Как уберечь ребенка в этой ситуации?

Нужно сделать большой акцент на то, что мозг ребенка развивается, формируется, и эмоциональное чаще преобладает над рациональным, поэтому родителям маленьких детей, самый главный и, возможно, банальный ответ: за такими маленькими детьми нужно просто пристально следить. Потому что можно много раз проговорить, научить, но не факт, что это сработает тогда, когда ребенок увидит что-то интересное для себя. И второй важный момент – это формировать навык. То есть тренировать ребенка, его правильную реакцию на подобные ситуации. Тогда будет больше шансов, что ребенок все-таки вспомнит, как он обычно действовал в подобной игровой ситуации.

Поэтому нужно с детьми играть. Это могут быть разные игры. Например, простая ролевая игра, что Папа – Дракон, он хватает ребенка и куда-то уносит, и ребенок должен громко кричать, а мама, добрая Фея, его спасает, но только если ребенок достаточно громко кричит. В садике и в школе детей учат не кричать, а это на самом деле очень хороший навык в случае защиты.

Итак, обучение можно построить через игру, без каких-либо рассказов: «Если тебя схватит чужой дядя, ты обязательно кричи». Потому что так это не сработает, у ребенка, скорее всего, выработается страх и, наоборот, он впадет в ступор. Когда у нас есть навык – тогда есть шанс, что ребенок поведет себя правильно.

 

             А какие фразы нужно кричать ребенку в такой ситуации, чтобы на него обратили внимание? Потому что часто бывает, что ребенок кричит, капризничает при родителях, и многие прохожие  не обращают на это внимание. Как ребенку дать понять другим, что это нестандартная ситуация?

Ключевая фраза, которую должны знать дети, если его тянет, ведет за собой или схватил кто-то чужой: «Это не мой папа, не моя мама», «Я этого человека не знаю». Когда мы проработаем с ребенком эти фразы – тогда более вероятно, что он правильно поведет себя в нестандартной ситуации.

тренинг по безопасности для детей Life school

 

          Расскажите про Ваши тренинги. На какой возраст они рассчитаны, чем дети занимаются на тренингах, сколько они длятся

Тренинги направлены на детей от 5 до 13 лет. В зависимости от группы и возрастной категории, есть разные по длительности занятия. Есть занятия, которые длятся час. Есть курс “Незнакомец-стоп”  из четырех занятий по часу. Он разработан специально для самых маленьких, чтобы они все запомнили. Для детей от 6 до 12 лет есть тренинг «Защита от незнакомца». Занятие длится 2 часа и на нем присутствуют родители вместе с детьми. И родители видят, как ребенок реагирует на разные ситуации, как он себя ведет. Возможно, он очень самоуверенный или же, наоборот, он просто впадает в ступор в нестандартной ситуации, может, он чересчур воспитанный, не может отвернуться и спокойно уйти, сказав: «Нет» и чувствовать себя при этом комфортно, зная, что он не должен всем помогать. И, конечно, хорошо, что родители слышат, что ребенок отвечает, чтобы потом обсуждать с ним эти ситуации.

Еще одна тема: «Один дома».  Рассматриваем ситуации: если ребенок дома остался один, а в дверь кто-то звонит или, например, ребенок дома с Бабушкой и ей вдруг стало плохо, как обратиться в экстренную службу, позвонить в полицию или в скорую помощь.

Есть еще тема личных границ: «Мое тело». На этом тренинге мы обсуждаем, где к ребенку могут прикасаться, и кто может прикасаться, и к кому и как может или не может прикасаться он. Это очень важная тема, и уже с 5 лет мы об этом говорим с детьми.

Для детей подростков актуальна тема безопасного интернета. Сейчас очень многие преступники стали умнее: зачем им рисковать, выходить на улицу, где их кто-то сможет сразу поймать за руку или увидит, что он пристает к ребенку. Можно в онлайн спокойно скрываться под аватаркой какого-то ребенка, с кем-то сдружиться из детей, найти себе возможно, даже несколько жертв одновременно. Поэтому тема интернета тоже очень важная.

 

            Есть ли у Вас тренинги для родителей, на которых бы Вы объясняли родителям, какие существуют приемы, игры для обучения ребенка правилам безопасности

Да, есть семинар для родителей. Он длится 2-2,5 часа. Там как раз я рассказываю о том, как обучать детей разного возраста правилам безопасности. Помимо игр, я привожу примеры многих других эффективных инструментов. Это могут быть, например, разные мультфильмы, книги, сказки. Также мы говорим о том, как выстроить ежедневное воспитание и доверие, потому что доверие – это очень важно. Это, наверное, самое первое с чего начинается воспитание, потому что если не будет доверия, если ребёнок чего-то боится или он боится Вам что-то рассказать, будет очень сложно его чему-то научить и обеспечить безопасность.

детские тренинги по безопасности Анны Носач

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

10 − three =

Зателефонувати
0

Your Cart